почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
7
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:
Краснодар
(8 вакансий)
Партнер jooble
 

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование
11.03.2009, 20:59
  версия для печати
Трудоустройство по протекции

Протекция, кумовство, блат - еще недавно между этими социальными язвами и гарантиями успешного трудоустройства можно было ставить знак равенства. Нередко руководители не принимали во внимание деловые качества своего протеже и его полезность для корпорации. Лишь в последние годы позиции протекционизма в наиболее престижных и высокооплачиваемых сегментах экономики серьезно пошатнулись, и на первое место вышли сугубо профессиональные критерии отбора персонала.

Большинство людей с неприязнью и подозрением относятся к чужим карьерным свершениям, достигнутым не без участия могущественных покровителей. Несмотря на это, практически каждый был бы не против получить тепленькое местечко со служебного входа, минуя утомительные прелюдии в виде рассылки резюме, собеседований и испытательного срока. Кроме того, статус своего человека нередко является защитой от контактов с неприятными аспектами офисной жизни: вызовами на ковер, сверхурочными работами и авралами, штрафами и взысканиями, а также моббингом со стороны коллег. Для некоторых счастливчиков высокий статус их рекомендателя является ни много ни мало мандатом на вседозволенность: им не знакомы такие понятия, как увольнение, корпоративная дисциплина и субординация.

Обратная сторона
Однако не стоит полагать, что быть чьим-то протеже - значит с легкостью и почти без усилий строить карьеру. Безусловно, если ваш папа является членом правительства или председателем совета директоров крупной организации, то вам фактически досталась путевка в жизнь VIPкласса. Но по статистике подавляющее большинство протекторов отнюдь не принадлежат к политическому или финансовому истеблишменту; чаще всего это руководители среднего звена и начальники отделов. А такой низкоуровневый блат нередко становится самой настоящей медвежьей услугой, причем для обеих сторон.

Рассказывает Маргарита, юрист одной из московских фирм: «Когда я окончила университет, мой отец, занимающий ответственный пост в крупной строительной компании, устроил меня к себе старшим юристом. Первые месяцы прошли как в сказке, я даже позволяла себе подтрунивать над прежними однокурсницами, жалующимися на нелегкую долю корпоративного юриста. Но затем у моего отца произошел серьезный конфликт с начальником юротдела, моим непосредственным шефом, который не замедлил объявить мне самую настоящую холодную войну. Возникла крайне неприятная ситуация. С одной стороны, я продолжала получать высокий оклад и щедрые бонусы, которых просто не заслуживала в силу своей неопытности, а с другой - меня полностью изолировали от реальных дел, то есть лишили шанса расти профессионально и низвели до уровня офисного украшения. Любой из коллег, вынужденный бесплатно выполнять мой фронт работ, глядел на меня волком. Через год я не выдержала и перешла в другую организацию, причем устроилась на общих основаниях и на позицию ниже прежней - на большее я просто не тянула. Конечно, солидная запись в трудовой книжке сыграла свою роль, но, увы, опыт и навыки по блату приобрести нельзя».

Как ни странно, практически все недостатки подобного трудоустройства являются прямым следствием его преимуществ. Да, у протеже отличные стартовые позиции, им не приходится проходить через горнило всевозможных проверок открытого конкурсного отбора. Но так ли это хорошо? Успешная самопрезентация на интервью, эффективная работа во время испытательного срока, умение составить привлекательное резюме и выбрать правильную тактику поиска нанимателя - все подобные навыки на сегодняшний день можно смело назвать отдельной специальностью; недаром наш журнал уделяет столько внимания таким нюансам. А когда расслабившийся на тепленьком местечке человек в силу тех или иных причин лишается покровительства и сталкивается лицом к лицу с суровыми реалиями кадрового рынка, он оказывается совершенно неконкурентоспособным.

Еще один не менее серьезный минус - частичная или полная потеря навыков, приобретенных во время учебы или на предыдущем месте службы. Не секрет, что блатным довольно часто достаются должности-синекуры, которые почти не предполагают профессионального роста и совершенствования. Несколько лет пребывания в статусе свадебного генерала приводит, как правило, к полной деквалификации человека, и его дальнейшая участь зависит исключительно от прихотей и возможностей протектора. Наконец, данный способ трудоустройства зачастую сопряжен с психологическими сложностями при адаптации в коллективе. Простые смертные, пришедшие в компанию с улицы, как правило, не слишком жалуют тех, кто находится в привилегированном положении. В присутствии таких людей избегают вести задушевные беседы в курилке, их не приглашают на неформальные корпоративные междусобойчики, вполне резонно опасаясь столкнуться с засланным казачком, которому поручено прощупывать настроения и лояльность персонала. Кроме того, в случае размолвки между руководством организации и покровителем протеже именно на долю последнего выпадет незавидная участь козла отпущения.

Так что, как видно, подводных камней и недостатков, незаметных поначалу со стороны, в трудоустройстве по блату ничуть не меньше, чем преимуществ. Неслучайно, кстати, многие люди, получив мало-мальский профессиональный опыт в тепличных условиях, под крылышком у близкого человека, впоследствии меняют нанимателя, причем приходят в новую компанию на общих основаниях, не используя связи.

Даже не пытайтесь
Многие консультанты по кадровым вопросам зачастую советуют не списывать неудачные попытки найти работу на поголовное засилье кумовства, а верить в свои силы, постоянно повышать квалификацию и пытаться искать место даже в тех сферах, которые традиционно считаются заповедниками блатных. В принципе, совет правильный - такие качества, как напористость, амбициозность и готовность свернуть горы ради успешной карьеры, сами по себе являются весомым конкурентным преимуществом на рынке. Но, увы, во многих отраслях власть протекционизма продолжает оставаться практически абсолютной. В этих сферах либо трудоустройство соискателя с улицы вовсе невозможно, либо карьерный потолок для него окажется очень невысоким.

Наличие связей по-прежнему играет исключительную роль в государственных структурах. В принципе, устроиться на должность рядового работника сравнительно несложно, тем более что конкурсы на замещение открывшихся вакансий проводят регулярно. Но вероятность того, что простой клерк дорастет до крупного чиновника, сопоставима с шансом выиграть миллион в лотерею. В лучшем случае продвижение по служебной лестнице будет происходить с черепашьей скоростью, в худшем - вожделенная должность станет раз за разом доставаться человеку с влиятельными покровителями. И уж, конечно, чужака на пушечный выстрел не подпустят к тем ведомствам и департаментам, которые распределяют бюджетные средства, размещают госзаказы или устраивают тендеры.

Шоу-бизнес, а в особенности его гламурный сегмент, по своей закрытости и значимости кланового фактора соперничает с итальянской коза ностра. Даже в высшие эшелоны обеспечивающих подразделений, не говоря уже о вершинах музыкального или кинематографического олимпа, практически нереально попасть без протекции. Например, должность арт-директора модного ночного клуба пользуется бешеной популярностью у представителей золотой молодежи. Те, у кого покровители не очень влиятельные, устраиваются PR-директорами недавно зажегшихся поп-звездочек или старшими копирайтерами в кинокомпании, занимающиеся производством сериалов. Пожалуй, только набор линейного и технического персонала проводят по сугубо профессиональным критериям, но, откровенно говоря, такая деятельность не имеет никакого отношения к карьере в шоу-бизнесе в истинном смысле этого слова.

Не стоит возлагать особых надежд на продвижение в организациях, где откровенный протекционизм по признаку землячества или национальности является неотъемлемым элементом корпоративной культуры. Речь идет прежде всего о филиалах или представительствах корейских, индийских или японских фирм. Дело в том, что на Востоке блат и семейственность в бизнесе отнюдь не считают предосудительными. Более того, любому успешному предпринимателю или руководителю буквально вменяют в обязанность трудоустроить своих менее удачливых родственников. Для чужаков заранее устанавливают очень невысокую планку достижений, и даже настоящий мастер своего дела ни при каких обстоятельствах не займет руководящую должность в компании общинно-кланового типа.

Блатным здесь не место
К счастью, наряду с заповедниками блатных существует немало отраслей, где протекционизм как явление либо вовсе отсутствует, либо его удельный вес ничтожно мал. Прежде всего названный фактор перестает действовать в тех сферах, где прибыль организации и эффективность бизнеса напрямую зависят от квалификации каждого сотрудника. Также тепленьких местечек просто нет в тех фирмах или отделах, где персональный уровень ответственности каждого работника настолько велик, что единственная ошибка способна привести к многомиллионным потерям и судебным искам. Наконец, практически не заражены данным вирусом молодые отрасли, возникшие в последние 10-15 лет на волне технического прогресса и просто не успевшие впитать патриархальные кланово-семейные принципы подбора персонала.

Наименее блатной сферой традиционно считается IT-сектор и ряд смежных областей. Михаил, владелец и генеральный директор одной московской компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, делится опытом: «Мои знакомые и родственники нередко спрашивают, не найдется ли для них какой-нибудь должности в принадлежащей мне фирме. Мой ответ остается неизменным: «каких-нибудь» вакансий нет и не будет, а высококлассного специалиста я возьму без всяких протекций. Мы ведь не выкачиваем прибыль из нефтяных скважин, а в буквальном смысле сами создаем ее, собственными мозгами и руками. Так что заводить штатные должности с неясным кругом обязанностей и неопределенными функциями для нас непозволительная роскошь».

Стремительно сокращается процент теплых местечек в финансовой, банковской и инвестиционной сферах, хотя еще каких-то пять-шесть лет назад знакомства и личные связи играли решающую роль при трудоустройстве в этих областях. В наши дни принципы ведения бизнеса усложнились настолько, что принять чьего-то сынка или дочку на должность биржевого трейдера либо финансового директора, не обратив внимания на профессиональные качества, - значит поставить под угрозу благополучие, а иногда и само существование компании.

Необходимо также отметить, что протекционизму и семейственности объявлена война в фирмах, кадровая политика которых организована по европейским или американским стандартам (чаще всего это предприятия со значительной долей иностранного капитала или дочерние структуры зарубежных корпораций). Решение о любом мало-мальски существенном должностном назначении здесь принимают коллегиально, так что принять своего человека удастся разве только на вакансию курьера или уборщицы.

Можно не сомневаться, что по мере дифференциации отечественной экономики и, соответственно, усиления рыночной конкуренции классический блат станет анахронизмом и окончательно канет в Лету. Показательный момент: уже сейчас бравировать своими покровителями и связями считается делом предосудительным и даже постыдным. Те, кого влиятельная рука в одночасье вознесла на верхние ступени служебной лестницы, зачастую предпочитают замалчивать сей факт, утверждая с разной степенью правдоподобности, что добились всего только с помощью собственных усилий и талантов. Таким образом, именно профессионализм, трудолюбие и целеустремленность массы начинают воспринимать как достойную и заслуживающую уважения основу успеха на карьерном поприще.

Источник: Zarplata.Ru
всего мнений (0)