Опубликовано: 07.11.2017, 10:00
«Культ профессии» — федеральный некоммерческий проект HeadHunter, Санкт-Петербургского международного культурного форума, компании Radario и «Сообщества питерских блогеров», стартовавший в октябре. У блогеров есть один день, чтобы узнать больше о жизни представителей «нетворческих» профессий — лауреатов премии имени Анатолия Луначарского. Это работники музеев, театров, библиотек, киностудий и других культурных учреждений из разных регионов России, которых объединяет главное — любовь к искусству. В рамках проекта знакомим вас с некоторыми из них. Возможно, герои проекта кому-то помогут найти ответы на актуальные вопросы, касающиеся карьеры и развития.
Заведующая литературно-педагогической частью Музыкального театра имени Натальи Сац — Роксана Сац — работает в театре с 1969 года. Музыкальный театр, как и ТЮЗ в Алма-Ате, основала мать героини.
«Когда Наталья Ильинична создавала наш театр, она утвердила его главнейший принцип — это должен быть театр прежде всего высокопрофессиональный, музыкальный театр, с настоящими голосами, с настоящей пластикой, а не полулюбительский, как бы ни было хорошо любительское. Тогда только мы станем каким-то маяком и образцом того, как надо создавать спектакли для детей», — рассказала Роксана блогеру Натальье Анисимовой. Еще во время учебы в школе в Казахстане Роксана Николаевна стала играть в музыкальном театре, а чуть позже пришло понимание, что настоящее призвание заключается в другом. В 1958 году она вместе с матерью вернулась в Москву и посвятила 17 лет жизни педагогике: «В какой-то степени я в школу привнесла театр, и может быть, поэтому у меня никаких проблем с дисциплиной не было, хотя я работала в мужской школе даже с трудновоспитуемыми детьми».
Любовь к литературе, поэзии, музыке нашла отражение в профессии заведующей литературно-педагогической частью музыкального театра. Роксана Сац сама пишет либретто, выходит на сцену со вступительным словом перед началом каждого спектакля и ищет то, что созвучно современной публике, современным детям, которые приходят на самые разные музыкальные постановки.
«Она уникальная личность, про которую говорят «штучная». Ощущение такое, что закончилось тесто, из которых делали подобных ей людей, — отмечает в своем репортаже Наталья Анисимова. — Роксане Николаевне — 90 лет. У нее умные молодые глаза, дивная речь, великолепная память, мощная личная харизма, потрясающее чувство собственного достоинства и уважения к собеседнику. Она, несмотря на пережитые трудности (арест матери, детдом, войну, голод), искренне любит родину и дело, которым она занимается почти полвека! И носит каблучки!»
Тем, кто находится в поисках себя, возможно, пригодится совет от человека, посвятившего любимому делу всю жизнь: «По-моему, процесс человеческого становления состоит из двух взаимосвязанных явлений — брать и отбрасывать, потому что всеядность мешает, — говорит Роксана Николаевна. — Ощутить, что именно тебе нужно, и в это углубиться — мне кажется очень важным не только для детей, но и для взрослых. От этого зависит твоя профессия, чувство удовлетворения или вечной неудовлетворенности. При этом есть разница между поиском и бесконечными притирками туда-сюда, где повезет. Настоящий поиск, даже если он не дает нужного результата — это все-таки не напрасно».
С Марией Лихой, директором музея-крепости «Корела» в городе Приозерске, что в Ленинградской области, беседовал блогер Ильдар Бабиков. Как оказалось, вхождение в должность руководителя совпало с кризисом в туристической отрасли. Нужно было работать над формированием и развитием нового имиджа музея. «Необходимо было изменить отношение приозерцев и муниципальной власти к музею. А также самим переосмыслить нашу деятельность. Коллектив начал работу с пересмотра экспозиции, нового подхода в подаче материала: подчеркнули православную составляющую Приозерска, выделили финский период в истории города, подчеркнули роль карельского фактора», — делится Мария.
Сегодня «Корела» — одно из самых посещаемых туристических мест в Ленинградской области. В 2016 году в музее побывали около 60 тысяч туристов, и это не удивительно — эти места привлекают людей не только красотой природы, но и исторической ценностью. Средневековая Корела была крайним на Северо-Западе городом Руси: крепость была заложена на рубеже XIII и XIV веков новгородцами для защиты рубежей республики от шведов. Крепость стала центром военно-исторических фестивалей, здесь открываются новые экспозиции, издают книги по краеведению. Большую часть экспонатов удалось собрать благодаря усилиям приозерцев. В музее собрана уникальная археологическая коллекция. Героиня рассказала, что в экспозиции есть даже блюдо для рыбы от «черных копателей», которые в районе Сосново под березой нашли клад. В трех кастрюлях была зарыта посуда, завернутая в финские газеты 1940 года.
Большое значение Мария Лихая уделяет развитию русско-финских отношений. Например, на территории «Корелы» проводятся финские этнокультурные праздники, в экспозиции музея появляются специальные разделы, посвященные Финляндии, с 2002 года героиня принимает участие в работе Российско-Финляндского культурного форума.
Что касается профессии, то Мария относится к своему статусу легко: «Директор вообще очень простая должность. Изучить коллектив, знать, кто на что способен, и раскрыть эти способности. Получилось так, что при обновлении экспозиции я свой кабинет отдала под музейный гардероб. Я не сижу, перемещаюсь постоянно, могу оперативно подставить плечо, оказать помощь. И еще нужно уметь уйти вовремя».
В закулисный мир филармонии окунулся блогер Александр Злобин. «Филармония — беспокойное хозяйство. В трех залах — большом, малом и органном — без малого тысяча посадочных мест. Впечатляющий репертуар с двумя десятками абонементов на самый взыскательный вкус только по месту, а еще — гастроли, выездные выступления, встречи, проводы и размещение гостей, зубодробительная логистика. Список изрядный, но далеко не полный. В общем и целом, старший администратор отвечает за организацию концертной деятельности творческих коллективов филармонии». ОбИрине Точитской, администраторе Белгородской государственной филармонии, вышел авторский репортаж Александра.
Погружение в сферу культуры и искусства не обошлось без открытий: «Деятельность филармонии не ограничивается тремя концертными залами в здании и гастролями, нет. Творческие коллективы филармонии постоянно дают концерты для жителей самых отдаленных населенных пунктов Белгородской области, которые в силу ряда причин не могут приехать в Белгород. Такие выезды, как и любое другое выступление вне стен филармонии, не допускают и тени халтуры или упрощения. Если оркестр, то полный, если звук, то без вульгарных «минусов». В том, чтобы все части сложились в одну мозаику, и заключается мастерство администратора.
«Мало приготовить шикарную программу или организовать гастроли приглашенных артистов — администратор должен быть назойливым, корректно назойливым. Когда тебе указывают на дверь и утверждают, что выступление, например, оркестра — скука смертная, лезь в окно и доказывай обратное, — рассказывает об особенностях профессии Ирина Точитская. — Отрадно, что самые горячие благодарности после концерта получаешь именно от людей, которые скептически относились к идее культурного отдыха в филармонии».
И немного аналитики от HeadHunter. Число вакансий от работодателей из театров, музеев и филармоний, опубликованных в России в октябре 2017 года невелико, однако их количество по сравнению с октябрем 2016 года увеличилось на 44%.
Если говорить о территориальном распределении таких вакансий, то каждое третье предложение о работе размещено в Москве (36%), доля вакансий из Санкт-Петербурга составила 14%, из Омска — 10%.
В России средняя предлагаемая заработная плата работников театров, музеев и филармоний по сравнению с 2016 годом не изменилась и составила 30 тысяч рублей. В Москве доход персонала выше — в среднем 40 тысяч рублей. Петербуржцам работодатели готовы предложить чуть меньше — 35,7 тысяч рублей.
Кто же нужен сегодня театрам, филармониям и музеям? Сравнительно большим спросом у работодателей в октябре пользовались администраторы, художники по свету, актеры/аниматоры и менеджеры.
Средняя заработная плата работников данных профессий на hh.ru колеблется в диапазоне от 17,5 тысяч рублей до 43 тысяч рублей. На больший доход могут рассчитывать специалисты в области маркетинга — 40 тысяч рублей, на том же уровне находится и оклад менеджера. Ниже оплата труда актеров, аниматоров и администраторов, их средняя зарплата по России составляет 30 тысяч рублей.
Большую благодарность за помощь в работе над проектом выражаем Светлане Гуляевой — руководителю пресс-службы Санкт-Петербургского международного культурного форума, Павлу Прокофьеву — директору «Сообщества питерских блогеров», Кириллу Малышеву — директору по маркетингу компании Radario.
Постоянный адрес статьи: http://job.rufox.ru/articles/336260.htm
Источник: krasnodar.hh.ru