Опубликовано: 08.12.2009, 18:18
Одним из современных требований к профессионалу является умение работать в команде. Реализацию проектов почти невозможно представить без применения коллективной работы. С одной стороны, искусство создать хорошую команду не самая легкая задача для будущего руководителя. С другой стороны, для сотрудников, которые будут работать вместе, не менее трудно соответствовать высоким ожиданиям и достигать поставленных целей. Хорошая группа воплощает те умения и качества, которые невозможно требовать от отдельного сотрудника: качества превосходного переговорщика и дипломата, лидера и блестящего аналитика, талант менеджера и исследователя, и, конечно способность работать в тяжелых условиях и находить решения в нестандартных ситуациях.
Давайте попробуем охарактеризовать свойства эффективной бизнес-команды.
Личностная совместимость
В команде выделяют физиологическую, психологическую и социальную совместимость. Для достижения поставленного результата команде необходимо учитывать этот параметр. Немаловажно, что совместимость участников команды на более высоком уровне (общая цель, общие моральные или духовные ценности) способствует тому, что несовместимость на более низком уровне может быть игнорирована (несовпадение отдельных черт характера, отдельных личностных предпочтений, например разность биологических ритмов). Для преодоления несовместимости нижних уровней перед членами команды необходимо ставить действительно мотивирующие задачи, а в отношении совершенно несовместимых участников использовать образ общего "врага". К сожалению, ситуации совершенно несовместимых участников встречаются довольно часто.
Четко определенные роли и функции
Каждый член команды имеет четко определенную роль, которую он ясно осознает. Идентификация работника с ролью, с одной стороны, и четкое понимание смысловой нагрузки роли - с другой, способствуют эффективному исполнению функций. Важно заметить, что максимальное соответствие личностно-профессиональных характеристик служащего функциональным требованиям является основополагающим условием при распределении ролей в команде.
Командные процедуры и ритуалы
В каждой семье есть ритуальные действия, которые очень важны, чтобы человек чувствовал себя ее частью. То же и в команде. Это могут быть очень простые вещи, например, эмоциональные ритуалы: перед работой всем вместе покурить или попить кофе. Деятельность команды - это всегда принятие решений. И существование процедуры их принятия - совещание в кабинете, в курилке или обзвон - должно быть! Если процедуры нет, решение не принимается или, когда принимается, не все понимают, какое именно решение принято.
Отношение к конфликтам и способы их разрешения
Вопреки распространенному заблуждению, в слаженных командах тоже происходят конфликты. Что же их отличает? В первую очередь - восприятие конфликта участниками. Эффективная команда, как правило, относится к конфликтам как к рабочим моментам, рассматривая их, скорее, как возможность решить какой-то вопрос. Несогласие человека с общим мнением воспринимается спокойно, обсуждаются его причины и находится совместное решение.
Если же группа работает не слишком эффективно, то любая конфликтная ситуация воспринимается как серьезное препятствие на пути к достижению цели. Следовательно, если кто-то имеет "особое" мнение, он, скорее всего, будет держать его при себе. Причиной этому может быть боязнь критики или негативного отношения со стороны других или предыдущий неудачный опыт высказывания своей точки зрения. А в сложных случаях человек "придерживает" свое мнение при себе и для того, чтобы дать возможность другим совершить ошибку, показать собственную некомпетентность или невнимательность.
Однако то, что о проблеме не говорится - не означает, что она исчезает. В какой-то момент ситуация может обостриться до предела, - и тогда вышедший наружу конфликт действительно грозит стать неуправляемым и повлечь за собой серьезные последствия.
Способы принятия решений
Как правило, слаженные команды избегают формальных способов принятия решений - голосования, передачи права решения одному из них и т.д. Решение вырабатывается и принимается в ходе обсуждения, причем оно, как правило, происходит живо, без излишнего напряжения и затянутости.
В случае низкой эффективности групповой работы вопрос часто решается формальным голосованием. Если же по каким-то причинам завязывается дискуссия, она часто превращается не в обсуждение рабочих вопросов, а в "перетягивание каната", в котором побеждает не обязательно наиболее компетентный. Скорее, это будет тот, кто хочет произвести больший эффект на окружающих или имеет более высокий уровень агрессивности (а иногда и то, и другое вместе). У других участников часто при этом возникает чувство скуки, затянутости обсуждения, напрасно потерянного времени. После принятия решения всегда остаются недовольные, которые либо не хотят выполнять намеченные "ими" планы, либо не до конца понимают, что они должны делать.
Особенности обратной связи
Обратная связь в команде присутствует постоянно, причем как позитивная, так и негативная. Критика обычно не имеет личной направленности (т.е. критикуется не человек, а его действия), искренна, и в общем обыденна, воспринимается не как ЧП, а как рядовое событие. Кроме того, члены команды сами стремятся получить обратную связь как от коллег, так и от самого процесса работы и достижения результатов, сравнивая, анализируя и оценивая качество.
В группах с низким "командным духом" позитивная обратная связь практически отсутствует, хвалить и обращать внимание на достижения не принято. Зато критика часто бывает распространена, носит неконструктивный характер и имеет тенденцию "переходить на личности". Именно поэтому в некоторых случаях группа, "защищаясь" от негативной критики, налагает вето на обратную связь между участниками вообще. Результат в виде ухудшения качества выполняемой работы неизбежно уменьшается, что порождает новый виток проблем.
Особенности руководства группой
Как правило, в процессе работы команды руководитель не стремится явно доминировать над остальными. С одной стороны, в этом нет особой необходимости - уровень сознательности и взаимодействия сотрудников достаточно высок, чтобы не стоять над ними с кнутом, с другой стороны - эффективно работающая команда не потерпит чересчур авторитарного руководства. Оптимальный способ управления командой - разумное вовлечение их в управление, создание условий для нормальной работы и помощь в случае возникновения проблем. Руководитель, пользуясь западной терминологией, "управляет, прохаживаясь около" - т.е. не встревает в детали работы, беря на себя руководство только в сложных или нестандартных ситуациях. Кстати, это руководство не обязательно будет осуществлять один и тот же человек. Вполне возможен вариант, когда функции руководителя на какое-то время передаются тому из членов команды, кто лучше всех владеет данным вопросом. Ведь для такой группы важно не кто контролирует, а как осуществляется работа.
Менее эффективная группа обычно нуждается в постоянном руководителе, которому часто приходится выступать в роли распределителя ролей, задач и ресурсов, арбитра в конфликтных ситуациях, все время "держать руку на пульсе", отслеживая даже незначительные аспекты выполнения работы. При этом не исключено, что группа будет недовольна своим начальником, считая, что он справляется со своими обязанностями недостаточно качественно.
Мотивация
Команда всегда получает командное вознаграждение. Этот момент часто упускается из виду менеджерами при постановке задачи и оценке результатов. У команды должен существовать общий значимый мотив, превосходящий по своей силе личные интересы и цели. Здесь важны имя команды, победа команды, престиж команды. Например, большинство спортивных команд мотивируются процессом вручения награды, церемонией награждения, символическим чествованием победителя.
Итак, можно смело утверждать, что построение команды - это больше искусство, чем наука, и хороший руководитель будет интуитивно учитывать большинство факторов при формировании и управлении командой. Конечно, команды могут весьма отличаться друг от друга в зависимости от выполняемых ими функций, особенностей окружающей среды и рода деятельности. Можно добавить, что не во всех случаях есть необходимость в создании полноценной команды. Но главное, что наблюдательный и непредвзятый человек сможет вовремя распознать признаки снижения эффективности группы и принять адекватные меры.
Постоянный адрес статьи: http://job.rufox.ru/articles/183908.htm
Источник: