Опубликовано: 22.04.2009, 20:14
Большинство крупных компаний в кадровой политике руководствуются подобными принципами. Поэтому‚ приступая к поиску даже временной работы‚ подумайте и о перспективах карьерного роста.
Среди большого количества вакансий для молодых и неопытных по-прежнему большой популярностью пользуется работа в сфере общественного питания. Предприятия быстрого обслуживания (далее - ПБО) оказываются наиболее привлекательными в плане выбора потенциального места работы. Объем предлагаемых рабочих мест здесь довольно велик. Это связано с тем‚ что рестораны быстрого обслуживания традиционно считаются одним из главных секторов для развития франчайзинговых сетей‚ среди них такие транснациональные гиганты‚ как Макдоналдс‚ KFC.
По данным РБК‚ Макдоналдс к своему полувековому юбилею имеет в сети свыше 22 000 франчайзи‚ KFC - 10 000. Эти цифры растут‚ как неуклонно повышается и спрос на хорошую рабочую силу. Более того‚ статистика говорит‚ что около 80 % персонала ПБО - это студенты. Тому есть ряд причин: отсутствие специальной подготовки‚ неплохой заработок‚ гибкий график работы. К этому перечню можно смело добавить еще один пункт - возможность карьерного роста. Как ни странно‚ но именно к этому в последнее время апеллируют особенно часто потенциальные работодатели. Подобная ситуация вызвана тем‚ что ни одна серьезная компания не захочет иметь дело исключительно с временным персоналом‚ готовым покинуть рабочие места с началом учебного года. Никто не желает тратить впустую свои силы‚ время и ресурсы на обучение сотрудника‚ создание униформы. Наконец сезонный отток рабочих рук просто экономически не выгоден. Поэтому создается мотивация‚ чтобы заинтересовать работников‚ заставить их проникнуться корпоративным духом. Один из таких привлекательных моментов - движение по служебной лестнице.
Быть можно дельным человеком
Итак‚ понятно‚ почему молодых‚ энергичных и даже не имеющих профессионального опыта так охотно принимают на работу. Иное дело‚ сами молодые и энергичные. Для них существует множество ответов на вопрос: почему я делаю такой выбор:
- работа не мешает учебе;
- необходим временный заработок;
- хочу сделать карьеру в сфере общепита;
- рынок ПБО открывает возможность быстрого карьерного роста.
К слову‚ многие известные рестораторы начинали с самых скромных позиций в сфере быстрого обслуживания. Найти такую работу просто. Во всех заведениях данного формата есть специальные стенды с информацией по трудоустройству (телефоны‚ анкеты и пр.)
Как известно‚ все люди устроены одинаково‚ а устраиваются все по-разному. Поэтому‚ занимая в ресторане быстрого обслуживания самые скромные позиции‚ не следует отчаиваться. Это неизбежный этап сложной иерархической системы. Понятно‚ что сразу руководящие должности вам никто не предложит. Существуют объективные критерии. Так‚ специалисты считают‚ что для формирования профессионала среднего звена достаточно двух лет‚ а если речь идет о руководителях более высокого уровня‚ то необходим больший срок - три-пять лет. Как правило‚ новички работают на кухне или занимаются уборкой зала‚ далее получают работу на кассе. Только от вашей активности и деловой хватки будет зависеть продолжительность такого положения. Некоторым хватает одного-двух дней‚ чтобы уже никогда не возвращаться убирать зал или не мыть посуду. Наиболее реальная управленческая должность‚ на которую можно рассчитывать‚ - менеджер.
«Для неквалифицированного специалиста легче всего найти работу в сфере обслуживания‚ особенно‚ если это работа в компании‚ развивающей‚ например‚ сеть ресторанов‚ - поясняет Татьяна Шолохова‚ HR менеджер «Ростик'с-KFC». - Как правило‚ в таких компаниях предусмотрено обучение неквалифицированного персонала‚ стажировки. В «Ростик'с-KFC» принимают на работу как тех‚ у кого уже есть опыт работы в сфере обслуживания‚ так и новичков. Стартовая позиция в компании называется член команды - это та должность‚ которая не требует опыта работы. Эта позиция называется так потому‚ что все сотрудники ресторана работают вместе‚ одной командой‚ помогают друг другу‚ распределяют между собой функции так‚ чтобы добиваться наилучших результатов. На самом деле‚ эта должность разделяется в зависимости от функциональных обязанностей на несколько позиций: продавец-кассир‚ сотрудник кухни‚ тренер. В целом работа члена команды включает в себя приготовление‚ хранение‚ упаковку фирменных блюд «Ростик'с-KFC» и обслуживание гостей. В работе член команды должен руководствоваться традициями‚ основанными на целях и ценностях нашей компании. Практически все менеджеры‚ в том числе и директора ресторанов‚ начинали как члены команды. Карьерный рост в нашей компании зависит от личностных и профессиональных качеств человека‚ насколько ярко и эффективно он себя проявит в работе и в команде. После результативной работы членом команды сотрудник становится тренером и уже сам может обучать новичков. Далее следуют более высокие позиции: менеджер смены‚ заместитель директора‚ директор‚ территориальный управляющий. «Ростик'с-KFC» - быстроразвивающаяся сеть‚ которая постоянно открывает новые объекты‚ и‚ соответственно‚ постоянно нуждается в новых кадрах».
Другая всемирно известная компания «Макдоналдс» делает все‚ чтобы изменить статус‚ так называемой работы mcjob. Макджоб - это неологизм‚ который прочно вошел в жизнь с некоторым негативным оттенком. Под этим термином понимают работу без перспективы. Однако руководство известной сети ресторанов отстояло право внести изменение в подобное толкование. Их девиз: «Никогда не поздно найти хорошую работу»! Карьера в этой системе - возможность за два-три года стать руководителем одного из ресторанов сети.
Как дойти до степеней известных
Это в самом деле‚ возможно‚ так как в том же Макдоналдсе приходится работать в основном с временным персоналом‚ очень большая ротация кадров и постоянные сотрудники‚ хорошо себя зарекомендовавшие‚ имеют возможность быстрого роста. Здесь же существует специальная программа подготовки управляющего персонала «Менеджер-стажер». Она рассчитана на тех‚ кто хочет стремительными темпами вырасти на работе‚ и обещает уже через год серьезное продвижение.
Для кандидатов программы «Менеджер-стажер» существуют специальные требования:
- неполное высшее образование (4-5 курс);
- полная рабочая занятость (40 часов);
- определенный набор личностных качеств: активная жизненная позиция‚ коммуникативные и организаторские способности‚ умение работать в команде‚ хорошая обучаемость.
- знание английского языка.
Если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям‚ то необходимо пройти собеседование с кураторами данной программы. В случае положительного результата к менеджеру-стажеру будет прикреплен персональный наставник. В процессе обучения стажер ознакомится с политикой и стандартами компании‚ получит навыки правильного использования оборудования‚ научится работать с персоналом и клиентами. Это многоступенчатая программа и при переходе на более высокий уровень придется сдавать тесты‚ от результатов которых‚ собственно‚ и зависит возможность карьерного роста.
Специальные программы обучения‚ направленные на продвижение по служебной лестнице‚ предлагают и другие рестораны быстрого обслуживания. Так‚ свою схему подготовки персонала имеет компания «Сбарро». Соискателям в возрасте от 20 лет‚ предлагают профессиональное обучение с выплатой заработной платы. От потенциальных работников требуется инициативность‚ энергичность‚ качества лидера‚ умение принимать решения и нести за них ответственность.
«Компания «Планета Гостеприимства» является крупным ресторанным холдингом. В нашей сети насчитывается более 250 ресторанов и это не предел. Ежегодно в рамках компании открывается до 20 ресторанов и следствием этого является активный карьерный рост сотрудников внутри компании‚ - отмечает ведущий специалист Департамента по управлению персоналом ГМР «Планета Гостеприимства» Алиева Ильнора. - Корпоративные правила компании ориентированы на продвижение внутренних сотрудников. В связи с этим‚ любой неквалифицированный работник‚ пришедший в компанию на линейную позицию‚ может со временем стать руководителем определенного направления. Ярким примером является операционный директор сети ресторанов «Сбарро» Е. А. Шарубина‚ ее карьера в компании началась с рядового сотрудника. Движение по карьерной лестнице зависит только от самого претендента‚ от его компетентности в вопросах работы‚ стандартов и правил компании. Для желающих повысить профессиональный уровень разработана программа «Стань менеджером за 3 месяца» для внутренних сотрудников и «Программа стань менеджером за 5 месяцев» для внешних кандидатов. Цель программы - за короткий срок обучить и ввести в должность компетентного менеджера. По проведенной статистике‚ более 80 % сотрудников‚ пришедших в ресторан и рассматривающих данную работу как временный проект‚ в последующем выбрали для себя профессию в направлении HoReCa». (Название HoReCa (ХоРеКа) образовано из первых двух букв слов Hotel - Restaurant - Cafe/Catering. - Примеч. ред.)».
Многие фирмы предлагают тренинговую форму обучения‚ когда участники получают практические знания и навыки. Как правило‚ подобные занятия рассчитаны на того‚ кто хочет вырасти в компании. «В «Ростик'с-KFC»‚ например‚ используются три вида программ обучения для менеджеров‚ - рассказывает Татьяна Шолохова. Во-первых‚ это тренинги для новых менеджеров. Данные программы достаточно длительные. В зависимости от должности и уровня подготовки кандидата они могут занимать от 6 до 20 недель. После аттестации на этих тренингах сотрудник уже полностью готов к работе в новой должности. Во-вторых‚ семинары для действующих менеджеров. Их цель - повышение профессиональных навыков‚ внедрение новых технологий управления. В-третьих‚ коучинг. Директор ресторана и территориальный управляющий так же занимаются развитием команды менеджеров. Большинство директоров наших ресторанов когда-то пришли членами команды‚ чтобы подзаработать. Но через некоторое время стало ясно‚ что вдобавок к карманным деньгам они получили возможность сделать карьеру в надежной крупной компании».
Таким образом‚ можно отметить‚ что временная работа часто оказывается стартовой площадкой. Поэтому‚ выполняя изо дня в день скучные и однообразные операции‚ следует улыбнуться и подумать: «Это всего лишь накопление опыта». Нет унизительной работы. Есть только высокий и низкий старт. Нужно верить в удачу и прилагать максимум усилий. Ведь человек‚ которому повезло‚ всего лишь сделал то‚ что другие только собирались сделать.
Татьяна Круглякова‚ журнал ОБУЧЕНИЕ&КАРЬЕРА‚ № 11 (147)
Постоянный адрес статьи: http://job.rufox.ru/articles/108517.htm
Источник: