почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
24
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:
30.10.2008, 13:31
  версия для печати
Отношения в коллективе: Дружить или не дружить?

Современный человек общается с коллегами больше, чем с друзьями. Ежедневно мы общаемся с десятками сослуживцев: пьем чай, делимся сплетнями, обсуждаем книги и фильмы и попросту дружим. Как сохранить баланс в отношениях с ними?

Коллективное творчество

Конечно, если ваша профессиональная деятельность предполагает исключительно работу с техникой, например, сбор компьютеров, вопрос о дружбе с коллегами не встает. Во всех остальных случаях не обзавестись друзьями или хотя бы приятелями в офисе просто невозможно — мы проводим здесь треть своей жизни.

«То, что на работе завязываются дружеские отношения, совершенно естественно, ведь люди, с которыми ты изо дня в день делаешь общее дело, делишь успех и принимаешь поражения, не могут быть тебе совершенно чужими, такова человеческая природа», — считает Ксения Бородина, PR-менеджер компании «Технологика». Но кроме того, что сама природа подталкивает нас к сближению с коллегами, большинство компаний проводит специальную политику, чтобы потом в объявлении о вакансии среди преимуществ можно было указать «дружный коллектив».

«Чаще всего, включая этот пункт, работодатель хочет показать присущие его компании ценности — такие как взаимное уважение, общую атмосферу доброжелательности, — говорит Маргарита Тяжова, менеджер по ключевым клиентам компании Avanta Personnel. — Если люди умеют дружить, то и в работе эти отношения могут оказаться полезными. Особенно, если работа предполагает проектную деятельность, командное взаимодействие».

По мнению Ксении Бородиной, созданию дружеской атмосферы способствует, например, неформальный стиль общения: «В нашей компании не принято обращаться на „вы“, не приняты отчества, даже при общении с директором, и это не вредит субординации и слаженности работы нашей команды. Более того, это положительно сказывается на продуктивности работы, потому что здоровая дружелюбная атмосфера помогает людям чувствовать себя на работе максимально комфортно и спокойно реализовывать свои проекты».
Соблюдай дистанцию!

Заинтересованность работодателей в том, чтобы сотрудникам было легко общаться друг с другом, понятна. Но что толкает их на создание атмосферы отчужденности в коллективе? «На моем прошлом рабочем месте было не принято вместе обедать, высылать друг другу смешные файлы, даже торт приносить в день рождения, — рассказывает Анастасия, менеджер одного из новосибирских банков. — Таково мнение начальства: неформальное общение не приветствуется, за личную переписку выносят выговор, а за докладные на коллег назначают хорошие премии. И все рано или поздно втягиваются, если не увольняются — достойная зарплата, заграничные командировки, бесплатное обучение». Такая политика компании может быть продиктована желанием, чтобы персонал на работе думал только о работе, не обсуждал действий руководства и не тратил Интернет-трафик. Есть сотрудники, которых это устраивает, и компании, которые успешно развиваются, применяя подобные методы руководства. Главное — расставить приоритеты.
Быть или не быть

Но как их расставить, если и с коллегой в кино сходить хочется, и мысль о том, что дружба дружбой, а служба службой, не дает покоя? А тут еще близкие рассказывают о том, как друзья ссорятся, когда начинают работать вместе. Решиться на сближение с дружелюбной коллегой становится совсем нелегко. «Как бы компания ни поощряла дружескую атмосферу, нельзя себя насиловать. Решайте сами, с кем поддерживать нейтралитет, кого любить, с кем дружить, — говорит Маргарита Тяжова. — Нужно оставаться самим собой в любой ситуации, но, конечно, учитывать, что вы находитесь на работе и соблюдать рамки деловой этики».

Ксения Бородина уверена, что при правильном подходе дружба с коллегами совсем не мешает работе: «Если в компании работают образованные, воспитанные люди с четко расставленными приоритетами, проблем со стиранием берегов между дружбой и работой не будет». Действительно, самое сложное в общении с коллегами — выбрать между служебным долгом и личными отношениями. Особенно, если речь идет о ситуации, когда ваш друг — начальник или подчиненный.

«Конечно, здорово, если отношения с руководством складываются теплые, — говорит Татьяна Иванова, начальник отдела персонала, ГК „Рэдвар“. — Но я бы посоветовала обеим сторонам быть осторожнее и все-таки не переходить тонкую грань субординации в сторону панибратства, когда сотрудник решает, что ему все можно, а руководитель позволяет ему так думать. В этом случае страдают, прежде всего, интересы компании, да и коллегам-друзьям самим становится сложнее работать».
Если друг оказался вдруг

Если для вас общение — одно из главных удовольствий в жизни, и ваш выбор неизбежно пал в сторону дружбы с коллегами, придется соблюдать некоторые правила. Не путать работу и дружбу — нельзя делить коллег на профессионалов и непрофессионалов и давать им оценку в зависимости от того, как выстраиваются ваши личные отношения. Не тратить большую часть рабочего времени на дружескую болтовню, все личные вопросы лучше обсуждать в нерабочее время. Не дружить против кого-то, не выстраивать коалиций и партий. И, увы, быть готовым к тому, что не все ваши друзья-коллеги будут соблюдать эти правила. Часто кто-то забывает о том, что офис — это офис, и пытается пользоваться личным положением. Например, постоянно просит выполнить его работу. Помочь другу разобраться в каком-то сложном вопросе — это одно, а постоянно выполнять его работу, чтобы он мог пораньше уйти в автошколу, совсем другое. И если отказать другому коллеге не составит труда, то здесь предстоит сказать «нет» близкому человеку.

«Если коллега стал хорошим другом, то стоит откровенно поговорить об этом, — считает Татьяна Иванова. — Можно использовать принцип: „Хорошо, я тебе помогу, тогда и ты помоги мне выполнить часть моей работы“. Мне кажется, коллега-друг все-таки намек поймет».

«Если человек злоупотребляет и манипулирует вами, стоит задуматься, а друг ли он, — говорит Маргарита Тяжова. — Может быть, он просто заранее сознательно выстраивал отношения, чтобы в удобный момент использовать их в своих интересах. Я рекомендую в такой ситуации основательно разобраться с коллегой и выяснить причины его поведения». Главное, этого разговора не бояться: если дружба настоящая и искренняя, коллега всегда поймет вас, если нет, то долго жалеть о потерянных отношениях не придется.

Конечно, каждый из нас сам решает, с кем дружить и как это делать. Для кого-то в поисках друзей не существует границ, а кто-то уверен, что дружбе не место на работе. Но все-таки стоит помнить о том, что друзья не имеют четкой привязки к тому месту, где вас свела судьба. И если этого замечательного человека, близкого вам во всех отношениях, вы встретили в офисе, а не в кафе, не стоит отказываться от дружбы только потому, что он — работает в соседнем отделе.

Источник: nsk.erabota.ru
всего мнений (0)