почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
16
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:
29.01.2010, 17:47
  версия для печати
Будь патриотом

Как заработать больше денег, если вы вдруг перестали их ценить?

Ненужное богатство

 

Экстравагантный миллиардер Марк Кьюбан, владелец баскетбольной команды «Даллас Маверикс», недавно переосмыслил суть богатства. «Сделай кучу денег. Заплати налоги. Быть богатым – хорошо, – пишет он в своем блоге. – Не в том смысле, что это хорошо для тебя. Деньги помогают тебе делать мир лучше. Во время «Великой рецессии» богатство приобретает конкретный смысл – твои налоги помогают стране. Если ты беден – значит, не патриот».

На первый взгляд, это скорректированное западной толерантностью «посылание в ж...» тех, у кого нет миллиарда или миллиона, от владельца Mirax Group Сергея Полонского. Или даже обиднее – кому же понравится, когда его обзовут непатриотом.

Интересно, что подобная провокация Кьюбана не вызвала протестного стона его читателей-почитателей. С одной стороны, в генетический код американцев вшиты желание зарабатывать миллионы, уважение к богатству и в конечном счете отождествление солидной суммы на банковском счете с достойной жизнью. По крайней мере, так было раньше.

Но кризис еще не кончился, а труды социологов и экономистов уже стоят в ряд на Amazon.com с вариациями одного-единственного рассуждения: мир пал жертвой кризиса потому, что разучился копить, ценить и в конечном счете зарабатывать деньги. В эпоху кредитной распущенности стимул быть богатым, чтобы приобретать блага, исчез.

Надо ли изобретать новый стимул? Кажется, ведь проще не придумаешь – стоит прикрыть кредитные линии ненадежным заемщикам и повысить процентные ставки для остальных – и все вернется в прежнее русло. Накопительная модель снова восторжествует, деньги вернут к себе уважение, а богатство – статус мечты. Но не тут-то было, предчувствует Кьюбан.

 

Бесценный кротон

 

«На сайтах знакомств девушки часто пишут в анкетах о своем избраннике: должен быть обеспечен, поскольку деньги – эквивалент энергии и уверенности в себе, – рассуждает безработный пиарщик Евгений Васильев. – Но я уже не чувствую в деньгах энергии и трачу их с какой-то отстраненностью, особенно не вглядываясь в цифры на ценнике». Во время последних покупок он ловил себя на мысли, что готов к необычайной волатильности цены. «Когда я увидел в интернет-магазине декоративное растение кротон за 10 тысяч и рядом с ним юкку за 3 тысячи, то выбрал юкку, потому что она мне больше понравилась, – говорит Евгений. – Но до меня дошло неприятное осознание, что, будь ее цена 12 тысяч, я готов был раскошелиться, несмотря на небольшую зарплату и смутные времена». Для Евгения цена почти перестала быть фактором покупки. Психологический предохранитель «я не могу себе этого позволить» не срабатывает, так что отказаться от покупки заинтересовавшей его вещи он может только при физическом отсутствии достаточных средств – как и многие его друзья, никогда не слывшие транжирами.

По мнению отца евро и профессора Беркли Бернара Льетера, феномен «инфляции денег» обязан своим рождением банальному потребительскому угару последних 20–30 лет, стимулировавшему даже неамбициозных людей на карьерные свершения ради новой машины или кругосветки на собственной яхте. Все эти годы деньги и их накопление непрерывно обесценивались в общественном и частном сознании, пишет Льетер в бестселлере 2001 года «Будущее денег». Непосредственную магию и притягательность денег в экономике, нацеленной на концентрацию власти и скопидомство, заменило их «операционное понимание» как топлива процессов купли-продажи. От денег стало модно избавляться под девизом «больше трать – больше зарабатывай». У жителей классического потребительского общества пульс учащался пусть не при мысли о новом проекте, но при мысли о новой покупке, дарующей новый статус. Результат радостного потребления – кредитный бум – завершился с началом новой эпохи – потребления безрадостного.

Вызревающая формация потребителей часто декларирует свой антиконсьюмеризм. Новое потребительское сознание признает свою неготовность положить ради покупок на офисный алтарь больше пота и крови или «тупо занять денег у банка».

Статус денег как эквивалента продуктов снова понизился. Если сначала их зарабатывали, чтобы скопить и передать в наследство как цифровой жизненный итог, а позже – чтобы спустить в супермаркете на дорогостоящую социальную роль, то сейчас неясно, зачем их много. Безработица, беспощадно выкашивающая миллионы из стройных офисных рядов, здесь мало что меняет. Сокращение количества бессмысленных бумажек в кармане не добавляет смысла оставшимся. С ними по-прежнему расстаются без сожаления и счета. А вот каково зарабатывать такие разжалованные деньги?

 

Аутотренинг миллионера

 

Потеря уважения к деньгам, их «метафизике» невольно сказывается на карьерной мотивации. Нелегко с удвоенной силой добиваться того, с чем затем так равнодушно расстаешься. Если зарплата превращается в абстрактную величину, на которую потехи ради можно приобрести N юкк и M кротонов, то к здоровому карьеризму этот путь явно не ведет.

Клин клином вышибают. Поэтому Марк Кьюбан и стремится вернуть деньгам, богатству их нерациональное начало. Деньги – это не только возможность отдохнуть на уходящих под воду Мальдивах. Или быстрее найти подругу жизни с помощью спортивного авто. Все это ерунда, говорит Кьюбан и переключает тумблер на вечные ценности. Только богатство дает право назвать себя патриотом, то есть приобщиться к миру внеположенных деньгам ценностям. Если природная метафизика из денег давно выветрилась, то, как выход, можно позаимствовать ее в самых неожиданных местах. Модель потребительского общества «богатства как крутизны» сменяется моделью «богатства как достоинства и правоты». Хочешь быть достойным земли своих отцов, спрашивает Марк Кьюбан? Так заработай в офисе это право. Родине нужен твой успех, карьерист.

Данила Грабовский

Источник: e-personal.ru
всего мнений (0)