почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
14
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:
19.08.2009, 19:30
  версия для печати
Чудовищная половая дискриминация

Женщин нещадно притесняют, ограничивают в карьерном росте и не зовут в менеджерскую баню
В нашу редакцию пришло интересное письмо от Марии. Работая в мужском коллективе западной аналитической компании, она уверена, что ей недоплачивают и не продвигают по службе исключительно из-за того, что она женщина. Разберемся.
Когда 2,5 года назад Мария устроилась на работу, одновременно с ней был принят молодой человек с теми же обязанностями, но без испытательного срока. Через некоторое время ему подняли зарплату, а Марии - нет.
«Я получаю на 35-50% меньше, чем мои коллеги-мужчины в отделе: старший аналитик и журналист, который пишет новости, хотя по сути мы занимаемся одной и той же работой. И это при том, что они младше меня на 2-3 года, да и уровень английского языка у меня на порядок лучше. У меня два высших образования: российское и бакалавриат Лондонской школы экономики.
У нас маленький офис, иностранное руководство находится далеко, а на месте и так всех все устраивает. Ближайшие наши конкуренты - аналитическо-новостные агентства вроде Bloomberg, Reuters и рейтинговые компании - Moody's, Standard&Poors. Думаю, что такая ситуация не только у нас в компании. В России вообще более консервативная культура. Мои британские и американские знакомые уверяют, что у них в стране меньше дискриминации по полу и «случайных зарплат» не по заслугам», - пишет Мария. Мы попросили экспертов прокомментировать эту ситуацию.

Стеклянный потолок

Управляющий директор аутсорсингового подразделения кадрового агентства Kelly Services Наталия Матусова считает, что сотрудник с опытом и компетенциями Марии получает сейчас от 100 000 руб. в месяц плюс бонусы. На деле - зарплата Марии в два раза меньше.
Марина Малыхина, президент маркетингового агентства Magram Market Research (она создала этот бизнес в 17 лет, во время учебы в РЭА им.Плеханова), считает, что проблема здесь не в дискриминации по полу. Возможно, дело в интровертности сотрудницы и ее неумении торговаться: «Если сотрудник действительно ценный, он торгуется, пока не сойдется по условиям с работодателем. В России женщина может сделать хорошую карьеру на уровне среднего звена. Хотя в топ-менеджмент даме попасть сложно - как и в руководство госкорпораций, крупных сырьевых компаний».
В среднем менеджменте, по словам Малыхиной, у нас женщин больше, чем в любой стране мира (кроме Филиппин). «Кто воплощает своими руками те великие идеи, которые совет директоров нагенерирует? Женщины. Мужчина сделал на рубль, а «раскричал» на сто. А женщина делает свою работу ответственно и скрупулезно», - подчеркивает она сильные стороны слабого пола. По данным исследований PricewaterhouseCoopers, у нас 76% главных бухгалтеров, 62% директоров по персоналу и 42% директоров по маркетингу - дамы. Вроде бы, статистика обнадеживающая - есть женщины-руководители, и их немало. С другой стороны, среди рядовых бухгалтеров или менеджеров по персоналу мужчин почти не встретишь, это «женские профессии». По данным «Комитета 20», организации женщин-лидеров, пятая часть российских финдиректоров тоже дамы. Но четыре пятых - мужчины.
Однако в топ-менеджменте, например, банков женщин лишь 2%, говорит директор Альянса американских и российских женщин Елена Федяшина. По ее словам, нам очень далеко до Норвегии, где в советах директоров всех «голубых фишек» по закону должно быть не меньше 40% женщин. Таким образом, «стеклянный потолок», мешающий женщине в продвижении по службе, по мнению Марины Малыхиной и Елены Федяшиной, проходит между средним и топ-менеджментом.

Зона риска

Но писательница Мария Арбатова уверена, что дискриминация есть и ниже. «Когда мне было 20 лет, у меня родились сыновья-близнецы. Я работала в Союзе Писателей РСФСР, и, несмотря на молодость, умела качать права. Поэтому, чтобы от меня избавиться, администрации пришлось ликвидировала весь отдел, в котором я числилась, - негодует известная феминистка. - Все попытки устроиться на работу, пока дети не выросли, вызывали у начальников отдела кадров гомерический хохот. Они в лицо спрашивали: «Вы действительно думаете, что кто-то возьмет мамашу с двумя маленькими детьми, которая все время будет сидеть на больничном?». Мария уверена, что сейчас ситуация для женщин детородного возраста ужесточилась еще больше.
Однако Наталия Матусова не согласна с этим мнением: она считает, что за последние 5-10 лет дискриминация стала встречаться реже, хотя до полового равенства еще далеко. Работодатель все еще с сомнением рассматривает резюме дам из «зоны риска» - женщина замужем, но детей еще нет. Можно резюмировать, что в бизнесе у женщин есть перспективы (в отличие от власти - в России лишь 3 министра из 18 женщины). Некоторые компании даже ставят перед собой задачу «нарастить» присутствие женщин в своих российских офисах до 30-40% (например, в Microsoft или Hewlett Packard). А компании большой консалтинговой четверки строго придерживаются соотношения 50:50 на этапе рекрутмента.

«Быдловатые манеры русских мужчин»

«Злоключения» нашей героини Марии начались, когда она после окончания Лондонской школы экономики пыталась устроиться на работу в инвестбанк. В одном из них она прошла все этапы отбора - тесты, ассесмент, собеседования, но «срезалась» на самом последнем интервью после вопроса рекрутера - не уйдет ли она в ближайшее время в декрет. Мария честно сказала, что не исключает этого. На что рекрутер ответил: «Тогда мы возьмем молодого человека, он-то точно не уйдет в декрет и будет работать по 10 часов в день». Аналогично объяснялась и ситуация с испытательным сроком на нынешнем месте работы.
«Ситуация девушки совершенно типична, - уверена Арбатова. - В некоторых фирмах до сих пор берут с женщины подписку о том, что она уволится к моменту декретного отпуска по собственному желанию. Это совершенно незаконно, но в сочетании с психологическим давлением часто проходит». А Ирина Сухова, вице-президент аудиторской компании ФБК по корпоративному развитию, считает, что практика подписания контрактов «об условиях предоставления декретного отпуска» вполне разумна: «Работодатель хочет определенности. Если он «теряет» работника на несколько месяцев, тогда, возможно, будет держать это место вакантным, а если на три года - надо искать замену. На мой взгляд, это нельзя считать ущемлением прав - работник, подписывая контракт, добровольно соглашается на эти условия».
К сожалению, и в развитых странах - например, Швеции, сохраняется неравная оплата труда, констатирует Арбатова. Не помогает даже шведское Министерство равноправия, перед которым каждая фирма отчитывается дважды в год. Но в России, «с ее патриархальным наследием, быдловатой манерой русских мужчин вести переговоры в банях и на охотах-рыбалках», все совсем запущено, считает Арбатова. С ней согласны 38,7% участников опроса на сайте Работа.ру. Они полагают, что женщине и платят меньше, и карьеру ей делать сложнее. С другой стороны, еще треть посетителей лично с дискриминацией женщин не сталкивались и полагают, что это выдумки феминисток.

Алена Васечкина

 

Источник: rabota.ru
всего мнений (0)